+7 495 665 9999 с 9:00 до 23:00
Свяжитесь со мной

Поиск не дал результатов

На дне (Солнце всходит и заходит)

На дне (Солнце всходит и заходит)

Спектакль

Друзья, на данный момент билетов на это мероприятие нет. Если появятся свободные билеты, мы обязательно добавим их на сайт.

Следите за обновлениями!

Друзья, на данный момент билеты на это мероприятие проданы. Если появятся свободные билеты, мы обязательно добавим их на сайт.

Следите за обновлениями!

14+


На дне (Солнце всходит и заходит...)
Картины из жизни в 4-х актах по тексту пьесы Горького «На дне»


Автор - Максим Горький
Режиссер-постановщик, сценография - Андрей Любимов
Художник по костюмам - Алексей Камышов
Музыкальный руководитель, композитор - Андрей Зеленский
Режиссер видеосюжетов - Виктория Козельцева

«Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», - поют герои, по-разному пытаясь вырваться из «тюрьмы» ошибок и невзгод, в которую по большей части заключили себя сами. Удастся ли?

Эту пьесу называли высшей точкой творчества Горького: «Успех был совершенно особенный. Такого раболепного преклонения, такой сумасшедшей моды, такой безмерной лести не видали ни Толстой, ни Чехов. Горький был герой дня, - писал публицист Д. Философов. - Слишком глубокие струны задел он, чтобы не встретить отклика во всей новой России, которая только что начинала просыпаться». «Горькому удалось создать литературное произведение европейского значения», - считал критик С. Адрианов.

«На дне» появилась на свет в конце 1901 - начале 1902 года. Ночлежку для неимущих, где происходит действие пьесы, автор представлял так: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Писатель А. Серафимович под впечатлением от первой мхатовской постановки описывал дымный и низко придавленный позеленевшими осклизлыми сводами подвал, отрепья, нищету и грязь.

В спектакле Андрея Любимова обстановка иная. Ночлежка, в которой идеально чисто. Внешний порядок - главное и безапелляционное правило общего устава, внутренний хаос - личное дело каждого постояльца. И гонг для порядка есть, и вода из рукомойника не просто падает в ведро: аккуратно стекает по деловито прилаженному желобу, и ковер потертый чист, и пол под стать, и чистые, белые-белые, странные доски украшают стены. Но над вешалкой с потрепанными одежками проживальщиков висит репродукция «Последнего дня Помпеи» как зловещая доминанта. А в каркасе настенных часов вместо собственно часов тикает метроном, бессмысленный и неумолимый. Похоже, чисто здесь - от слова «чистилище», где сбились в неловкую разномастную стаю души, потерявшие дорогу в свой собственный мир.

Нерв и пьесы, и спектакля - в обнажении жизненных позиций обитателей «дна», в истории этих горьких душ, их острых характерах. Персонажей воплощает на сцене превосходный ансамбль: и зрелые мастера театра, и его приметная молодежь. Хозяин ночлежки Костылев (заслуженный артист РФ Владимир Воробьев) внешне чист, как его детище, опрятен, выхолен; елейные интонации мягкой и правильной речи гармонируют с атласным жилетом и добротным пальто: «Да разве доброту сердца можно деньгами мерить?..». Милейший человек, если бы не продолжение: «...а долг твой мне - он и есть долг», и острый цепкий взгляд. И от его бархатистого «а я вас всех люблю» бросает в дрожь.

Супруга Костылева Василиса (актриса Мария Говорова) - статная красавица в изумрудном платье, с загадочно опасным обещанием во взоре, величава, как хозяйка Медной горы, королева ящериц. Сильная, яркая, умная, она очень уверенно существует «на дне» моральных правил и нравственных ценностей.

Молодая Василисина сестра Наташа появляется на сцене в пальто, неловко надетом на одно плечо, словно птица с рудиментарным крылом. Ее недовольства жизнью хватает на то, чтоб жеманно курить, поддеть ногой пустое ведро и мимоходом пожалеть больную Анну. Инфантильное сознание неловко мечется в поисках лучшей доли, но попытки эти нежизнеспособны изначально, как чучело вороны, которое она пристраивает в аккуратную клетку.

Перевернутый мир. Герои стремятся все ниже, в бездну. Соревнуются, кто упадет стремительнее и громче. Вольготней всех чувствует себя здесь Васька Пепел (актер Матвей Жизневский) - наследственный вор, который и не знает другой жизни. Бесшабашно нахальный, с дерзко блестящими глазами, с одной стороны - царь (значение имени Василий), с другой - зола, изгарь (в христианской традиции пепел - символ бренности человеческой жизни, но также и покаяния). В нем - минимальная дистанция от улыбки до ярости и грация хищника, который запутался в примитивных силках по дороге от лжи к правде. Но, возможно, это всего лишь грязный налет на свободной душе, как и у Насти - девушки с пониженной социальной ответственностью, наивно и страстно мечтающей о великой и чистой любви. Как и у бывшего аристократа Барона с остатками аристократизма в виде фальшивой манишки, нашитой прямо на майку-«алкоголичку», и воспоминаний о кофе со сливками (актер Максим Михалев). Сквозь алкогольный туман Барон начинает понимать, что всю жизнь лишь «переодевался»: мундир, фрак, халат, пиджак, арестантская роба, и все, как во сне. Кажется, уже нельзя сложить страницы порванной им любовной книги. Или все-таки можно?

Особняком в трагической галерее «бывших» или, как говорил сам автор, «размагниченных» стоит Актер (замечательная актерская работа Дениса Лапеги). Хрупкий, не утративший сердечной чистоты, с вечным трогательным шарфиком на шее и ДВУМЯ парами свисающих подтяжек (чтоб вернее подтянуть свою жизнь?), он кажется «таким ма-аленьким, маленьким», как говорил другой герой Горького из рассказа «Мальва». Единственный по-настоящему жаждущий вернуть утраченное достоинство, доверчивый и щемяще беззащитный, и когда безрезультатно пытается вспомнить былое, и когда все-таки вспоминает. В монологи Сатина Горький, как известно, вложил собственную систему ценностей. Шулер и скандалист, побитый за нечестную игру и одурманенный водкой, с надрывом вещает истины, которые долгие годы волнуют человечество. В спектакле эти звучные и непреложные истины вслед за ним, комично передразнивая, из клетки повторяет ворона.

А другая птица, деревянная птичка-свистулька, - талисман и спутник персонажа, созданием которого сам автор был недоволен, считая, что напрасно сделал его привлекательным, а надо было бы отрицательным, вызывающим вражду и сопротивление. Собственный гений подвел писателя: его Лука - по-прежнему герой на все времена, что спокойно, радостно и безбоязненно идет по юдоли бедствий и умеет вызвать надежду в отчаявшемся сердце. Раскольников после каторги, отрабатывающий свой грех, внешне суровый монах-наблюдатель с внимательным и честным взглядом, чья суровость - дань сегодняшнему дню, когда до людей непросто докричаться, - таков он в спектакле в удивительном исполнении актера Анатолия Петрова. Ангельская память может удержать от бездны. Она есть в каждом человеке. И Бог есть, если веришь.

В спектакле звучит прекрасная музыка: народные песни и песни композитора Андрея Зеленского, красотой сравнимые с народными, это дорогого стоит. «Солнце всходит и заходит», - проникновенно поют герои, забывая свои распри перед лицом радости и горя.

Много спорят, то яростно, то лениво, о правде и лжи. А правда в том, что все высокие слова - лишь речевка для ворон и попугаев, если за ними не стоят уважение и любовь к людям. Но не все потеряно. Потому что, в какие бы цепи мы себя ни заковали, выход есть всегда. Солнце всходит и заходит. Жизнь продолжается. И самый, казалось, никудышный из постояльцев, апологет «низких» истин, конформист и философ безысходности Бубнов, чья правда бесплодна, как фабричные руины, вдруг решается материализовать затаенную мечту о бесплатном (для всех!) угощении, и мягчеют душой и строгий Татарин, и отчаянно-агрессивный Клещ. И Актер, должно быть, просто сбросил старую оболочку и улетел домой, на свою планету, как Маленький принц.

Самое главное - то, чего глазами не увидишь. А на белых досках проступают образа...

Продолжительность спектакля - два часа 20 минут с одним антрактом.
Купить билеты на спектакль "На дне (Солнце всходит и заходит)" можно на сайте redkassa.ru.  "На дне (Солнце всходит и заходит)" - спектакль в Москве, в театре "Апарте". Забронировать и купить билеты на спектакль "На дне (Солнце всходит и заходит)" без наценки, по ценам организаторов, можно в РедКасса (RedKassa) и по телефону +7 (495) 665-9999. Доставка по Москве и ближнему Подмосковью

Адрес сцены на Таганке:г. Москва, ул. Солженицына, д. 17, стр. 5-5А.

Проезд: станции метро «Таганская», «Марксистская». Около 10 минут пешком. 


Театр на Таганке, «Сцена на Факельном»

г. Москва, ул. Солженицына, д. 17, стр. 5.

×
$[[options.contentLayout]]

Похожие мероприятия в категории "Куда пойти"

Смотреть все (88)