Театр «Школа драматического искусства» открылся 24 февраля 1987 года премьерой спектакля «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло в постановке Анатолия Васильева. Этот спектакль для целого поколения стал своеобразным творческим манифестом, откровением нового театра, живого, наполненного импровизацией, который впоследствии будет назван игровым, в отличие от традиционного психологического. Основатель «Школы драматического искусства» предложил своим актерам, публике, всему театральному сообществу уникальную художественную модель: «Лаборатория - школа - театр».
Лаборатория. Школа. Театр
Концепция театра-лаборатории в отличие от репертуарного театра - это сосредоточение на поисках и исследованиях с возможностью постоянного эксперимента. Единство практики и исследования природы драматического искусства реализуется как в лабораторных спектаклях, так и в крупномасштабных постановках. Концепция театра-школы осуществляет значение театра как высшей школы актерского мастерства. Из ежедневного ученичества (школы) рождаются новые театральные технологии, новый художественный стиль. Когда стиль входит в актера, становится его природой, можно говорить о новом художественном направлении, собственно о происхождении театра, его поэтике.
Сегодня «Школа драматического искусства» представляет собой не имеющий аналогов творческий организм, обладающий уникальным практическим и теоретическим опытом, развивающий лучшие традиции русской сцены, идущие от Станиславского, и открывающий новые пути развития театра.
Многофункциональное здание театра можно сравнить с городом или городом-театром. Четыре зрительных зала «Манеж», «Глобус», «Тау-зал», «Грот-зал», а также все основные функциональные блоки связаны друг с другом Атриумом (зрительским фойе под прозрачным сводом) будто «внутренней улицей». Новое здание театра на Сретенке построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова (Школа драматического искусства), Бориса Тхора, Сергея Гусарева (Моспроект-2, Мастерская № 6). Строительство осуществлено на средства Правительства Москвы и под личным патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова.
В архитектуре здания отразились оригинальность творческой и организационной структуры, своеобразие эстетических принципов театра «Школа драматического искусства». Взаимопроникновению лабораторной и репертуарной деятельности театра соответствует «сквозная» система двух сцен, репетиционных залов и зала для тренингов, танцевального и музыкальных классов. Естественное, проникающее через окна освещение наполняет светом и воздухом ежедневную практику актеров, атмосферу лабораторных и постановочных спектаклей. На обеих площадках нетеатральное, естественное освещение сменяется лучами прожекторов, создавая живую игру света.
ЗАЛЫ ТЕАТРА
Манеж
В зале «Манеж» территория зрительских мест по отношению к игровому пространству не фиксирована и трансформируется в зависимости от концепции драматического текста или замысла режиссера. Базилика «Манежа» открывает широкий спектр пространственных решений: от «японской сцены», не разделяющей зрителей и актеров, до классической «итальянской коробки». Расположенные на втором и третьем уровнях галереи балконы и ложи предназначены для зрителей, но могут быть использованы и в качестве игровых пространств.
Глобус
Восьмерик зала «Глобус» венчается стеклянным шатром. По аналогии со своим прообразом - шекспировским «Глобусом» - портал имеет пятиярусную сценическую вертикаль и три яруса галерей для зрителей. Планшет зала «Глобус» может целиком опускаться в трюм.
Тау-зал
Камерный зал, очертания которого соответствуют греческой букве «тау». Позволяет произвольно менять расположение зрительских мест относительно пространства сцены. Тау-зал - площадка, на которой каждый день сменяют друг друга драматические, музыкальные, танцевальные спектакли разных лабораторий театра.
Грот-зал
Камерный зал, название которого связано с именем выдающегося польского театрального режиссера Ежи Гротовского. Экспериментальные спектакли, открытые показы, лабораторные проекты постоянно демонстрируются на сцене Грот-зала.