САЛОМЕЯ
Музыкальная драма в одном действии
Музыкальный руководитель - Ян Латам-Кёниг
Дирижеры: Ян Латам-Кёниг, Дмитрий Волосников
Режиссер - Екатерина Одегова
Сценография и костюмы - Этель Иошпа
Свет - Сергей Скорнецкий
Консультант по драматургии - Михаил Мугинштейн
Этель Иошпа - лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Работа художника в музыкальном театре» за оформление спектакля «Саломея» в сезоне 2015/16.
В 1903 году в Берлине композитор Рихард Штраус увидел скандально известную пьесу Оскара Уайльда «Саломея», и у него немедленно родилась идея оперы. Композитора вдохновили сама библейская история, завораживающая экзотика Востока, знойная чувственность, острота драматического конфликта и, конечно, образ главной героини - иудейской принцессы Саломеи. Испытывающая влечение к Иоканаану (Иоанну Крестителю), она исполняет полный исступления танец «Семи покрывал», за который требует у царя Ирода принести ей на блюде отрубленную голову пророка, чтобы поцеловать ее. Партитура «Саломеи» написана с поразительным мастерством: гигантский оркестр передает тончайшие душевные переживания героини, от восхищения до отвращения, от жажды жизни до мрака смерти.
Премьера «Саломеи» в Дрездене в 1905 году стала настоящей сенсацией, а сама опера - апофеозом музыкального модерна. Вместе с «Пеллеасом и Мелизандой» Клода Дебюсси (1902) и «Электрой» (еще одна опера Р. Штрауса, 1909) она открыла новую художественную эпоху. «"Саломея" - совершенно гениальное произведение, которое, несомненно, относится к числу самых значительных из созданных в наши дни», - писал современник и друг композитора, великий композитор и дирижер Густав Малер.
Режиссер-постановщик Екатерина Одегова:
«Саломея» Рихарда Штрауса не сводится ко всем известному библейскому сюжету о распутной танцовщице, из прихоти погубившей Пророка. Саломея и Иоканаан - два девственника, два великих полюса эпохи; через них Штраус дает сопряжение старого и нового миров, тела и духа. Два прекрасных и ужасных свидания: Саломеи с Иоканааном и с его головой и разделяющий их танец для Ирода становятся тремя ступенями восхождения Саломеи: от ошеломляющего ожога неведомой ранее любовью, через максимальное раскрытие чувственности в танце и изживание эроса поцелуем в любовном экстазе финала. Она, как многоликая луна: холодная и целомудренная, с янтарными глазами; нагая, истеричная, пьяная луна, ищущая любовников; кровавая луна, которая, наконец, успокаивается и растворяется в черноте ночного неба, чернее которого лишь волосы Иоканаана…
«Саломея танцует танец семи покрывал» - строчку пьесы Уайльда Р. Штраус превращает в девятиминутный музыкальный шедевр и одну из кульминаций всей оперы. Так же и финал: две страницы текста выливаются в двадцатиминутный музыкальный экстаз. Голова пророка не есть финальная точка пути Саломеи. Поцелуем она взрывает границы телесного и, наконец, может познать «тайну любви», которая больше, чем «тайна смерти». История Саломеи - гибельный для царства Ирода последний ужин; за столом сливаются Эрос и Танатос.
В России опера ставилась четырежды: в Ленинграде (Санкт-Петербурге) - в 1924, 1995 и 2000 годах; в Москве - в 1925 году. Спектакль «Новой оперы» поставлен в знаменательный год 110-летия мировой и 90-летия московской премьер.
Исполняется на немецком языке с русскими субтитрами.
Продолжительность спектакля - 1 час 40 минут без антракта.
Премьера спектакля состоялась 14 сентября 2015 года.