Современный зритель завороженно следит за тем, как роботы проживают собственную драму. Сегодня использование роботов для изображения театральных персонажей становится даже модным. Рожденные воображением инженеров в робототехнических лабораториях, они, подобно театральным куклам, постепенно нарабатывают качества артистического существования и, похоже, все больше отвоевывают свою легитимность, чтобы стать полноценными исполнителями. В последние годы в Японии это явление даже переросло в жанр.
Еще в 2009 году в рамках проекта роботов-актеров профессора Хироши Ишигуро в этой области была разработана новаторская работа. Некоторые роботы-гуманоиды (модели Wakamaru и Robovie) и андроиды (модели Replie, Geminoid и Beicho) участвовали в постановках пьес, где рассказывается о присутствии подобных созданий в более или менее отдаленном будущем. То есть роботы буквально играли персонажей роботов, и в правдивости исполнения игра актеров нового типа оставляла далеко позади актеров традиционных. Этот новый репертуар, демонстрирующий новый вид театральных антропоморфных машин, задает головоломки и ставит под сомнение наличие каких-либо пределов для создания подобных творений и их использования.
Удивительно, но даже в застывшем состоянии роботы, кажется, скрывают в себе драму. И то, что для нас было научной фантастикой, становится реальностью – миром, в котором завтра они и правда могут существовать.
Художник, создатель первой электронной театральной куклы, автор мультимедиа объектов, исследователь интерактивного дизайна, профессор Института искусств и дизайна Федерального университета Жуис-ди-Фора в Бразилии. Автор книги «Золотой век японской робототехники».
Завен Паре занимается искусством Machine Art и исследованием Робот-тетра. Он изобретатель «электронных марионеток» – его куклы находятся в Музее театра кукол Института Балларда, штат Коннектикут (США), Музее Гадань в Лионе (Франция) и Этнографическом музее Невшателя (Швейцария).
В 1983 году прошла его первая крупная выставка-инсталляция в парижском Музее современного искусства. В 1991 году Паре стал художником Севрской фарфоровой мануфактуры. В 1999 г. с помощью электронных кукол поставил одну из пьес французско-швейцарского драматурга Валера Новарина. В течение двадцати лет его изобретения и перформансы не раз экспонировались на международных выставках.
Завен Паре был сценографом и художником по костюмам в известных постановках: канадских хореографов Мари Шуинар и Эдуарда Лока, музыкального театра Дени Марло и Маурицио Кагеля, Национального театра балета в Амстердаме и театра Опера Бастиль в Париже, а также работал с Дэвидом Боуи.
В 2009 году Паре стал соавтором проекта «Актеры-роботы» профессора Хироши Ишигуро в Лаборатории интеллектуальной робототехники Университета Осаки и сотрудничал с Международным институтом исследований в области передовых телекоммуникаций г. Киото, компанией Villa Kujoyama и Японским обществом содействия грантам в области научных исследований. По итогам сотрудничества с японскими специалистами Завен Паре написал книгу «Золотой век японской робототехники», изданную в Париже в 2016 году.