Оккупация — милое дело.О, Федерико!
На удивление всем, Юрий Погребничко поставил живого автора, причем неизвестного. Ее пьеса автобиографична и рассказывает о жизни наших в послевоенной Германии, увиденной глазами ребенка. Причем неординарного. Некоторый сдвиг по фазе придает героине особую свободу, своеобразную мудрость и наив. И героиня, и автор — обе обожают Кабирию и вообще Феллини. Возвращение к своему детству как художественный прием напоминает феллиниевский «Амаркорд».
Эта необычная пьеса двадцать лет пролежала в столе у автора. Орлова никаким театрам ее не показывала, мечтая о постановке именно Юрия Погребничко.
В главной роли Лауреат Государственной премии России, Заслуженная артистка России Лилия ЗАГОРСКАЯ.
Александр Минкин: «Шедевр. Анализировать не хочется, чтобы не испортить. Всё равно что копаться в крыльях бабочки, пытаясь понять: каким это чудом она летает. Загорская делает чудеса; думаю, сейчас этого никто больше не может (на память приходят только Бабанова и молодая Яковлева). И все артисты делают маленькие чудеса. И очень хорошо, что маленькие, а не огромные в три-дэ или в тридцать три дэ. Огорчения: а) спектакль короткий; б) Рожкова поёт только один раз.».
Геннадий Демин: «Щемящая повесть о жизни недужной и ненужной, бесплодной и бесценной».
Татьяна Шах-Азизова: «Хорошая вещь — ностальгия».
Елена Дьякова: «Короткий камерный спектакль Погребничко вместил минимум полвека; образы стоят плотно: как слова в стихах».
Наталья Витвицкая: «Похоже на негромкий, но очень убедительный гимн. Веры, нежности и любви ко всему, даже к обреченному человечеству. Спектакль — счастье».
Погребничко в последнее время выдает шедевр за шедевром, с огромной скоростью нагоняя и перегоняя современность — что такое с человеком случилось! Лет десять назад из-за его оторванности от всего на свете меня в его театр заносило раз в кои веки. Добавить еще историю автора, реальной женщины с психическим заболеванием, отнюдь не мифической, и «Оккупация — милое дело» выглядит Событием с большой буквы. Добавлю еще запавшую в память чужую фразу «Рожкова пела всего один раз». Ну сколько бы она не пела, поклонникам всегда будет недостаточно :-)
Майя Мамаладзе
Посмотрел сегодня в Театр «ОКОЛО дома Станиславского» пронзительный спектакль «Оккупация — милое дело». Послевоенная Германия глазами девочки, попавшей в этот контекст в семье офицера советских оккупационных войск (так называемого «ограниченного контингента»). Абсолютно человеческий, личностный, не идеологизированный взгляд на послевоенную историю. Спектакль, сделанный Юрием Погребничко на основе присланной в театр стопки мемуаров пожилой женщины — писательницы Татьяны Орловой. Нежная, болезненная, но какая-то пронизывающая до спазма в горле интонация. А ещё вновь погрузился в киномир Феллини, Вайды, Полоки (как же захотелось всё это пересмотреть — дома, с монитора, на диване… но с кем-то, кто воспримет это так же, как я!: «Пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул петь со мной»), который в спектакле замечательно сосуществует с миром сценическим. Удивительная у этого театра способность — в сдержанной, без аффектации форме выражать сильное, страстное содержание.
Костантин Исаков, писатель, журналист
Продолжительность спектакля 1 час 30 минут
Режиссер-Юрий Погребничко
Сценография-Надежда Бахвалова
Художник по костюмам-Надежда Бахвалова
Действующие лица и исполнители:
Женщина-Лилия Загорская
Ленышка-Елена Павлова
Людышка-Татьяна Лосева
Ирка-Ольга Бешуля
Клавдия-Наталья Рожкова
Федерико-Юрий Павлов
Старший лейтенант-Александр Кулаков
Лейтенанты-Алексей Сидоров, Александр Орав, Антон Филатов
Младший лейтенант-Дмитрий Богдан
Старшина-Никита Логинов