16+
Школа для дураков
Выдержки из статейРежиссер - Юрий Погребничко
Художник - Надежда Бахвалова
Действующие лица и исполнители:Мальчик - Алексей Артемов
Он же - Наум Швец
Автор - Лилия Загорская
Отец, прокурор - Юрий Павлов
Мать - Елена Павлова
Директор школы Перилло - Александр Зотов
Павел Петрович или Савл Петрович Норвегов, учитель географии - Сергей Каплунов
Шейна Соломоновна Трахтенберг - Ольга Бешуля
Водокачка, учительница по литературе - Ольга Бешуля
Вета Аркадьевна Акатова, учительница по ботанике, биологии, анатомии - Татьяна Лосева
Старый ученый с мировым именем Аркадий Аркадьевич Акатов - Алексей Левинский
Сергей Шахаджанян, «Комсомольская правда»:
Пригласили меня на спектакль. Фотоаппарат у меня хороший. Снимает лучше, чем я умею. Снимаю я своей камерой и вдруг понимаю, что ничего не получается. То есть камера снимает одно, а я чувствую совсем другое. Она тупо и старательно снимает рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (декорации ж/д путей классно там сделаны!), а я вижу другое. Никакого «поезда запоздалого». Актеры, музыка, Саша Соколов, постмодернист этакий, - все вместе рассказали мне про меня. И про всех. В общем, когда к концу учитель Норвегов умер, любовная история тоже как-то несчастливо закончилась, у меня комок к горлу подступил, и никаких интервью ни у главрежа, ни у актеров я брать не смог. «Самого главного глазами не увидишь» - пословица фотографов. Знать бы, что есть главное.
Алена Карась, «Российская газета»:
Погребничко все дальше уводит своих актеров и зрителей в то состояние невозмутимого покоя, о котором можно только мечтать. Фрики и бездельники, дураки и мудрецы в драных пальтишках, на босу ногу, поющие блатной фольклор так, точно это песни Шуберта, обитатели теплушек, теперь переселившиеся куда-то на дачи и загородные станции неподалеку от электричек. Они рвут нам душу своим отрешенным спокойствием дзенских монахов или тибетских лам. И только в этой «Школе для дураков» мы наконец понимаем, что на свете смерти нет.
Наталья Витвицкая для сайта Interview Russia:
Чарующий и светлый спектакль живого классика Юрия Погребничко - эдакий андеграунд для своих. На крохотной сцене артисты Погребничко разыгрывают первый роман Саши Соколова. Вышедший уже после отъезда автора из СССР, он описывает жизнь героя, страдающего от раздвоения личности, а потому преспокойно рассуждающего на любые «неугодные» правительствам всех стран на Земле темы. О гонениях на генетику, агрессивном атеизме, воинствующих патриотах и т. д. и т. п. Несмотря на печальные аналогии с сегодняшней политической ситуацией, спектакль все-таки не об этом. К тому же исторические декорации и костюмы в спектаклях Погребничко исключены: в любой его работе артисты ходят в унылых советских шинелях без погон, а артистки - в расшитых вручную бальных платьях в сочетании с валенками на босу ногу (вот такой своеобразный фирменный знак). Этот спектакль о том, что каждый имеет право быть «не как все». Во все времена и где угодно.