16+
Ревизор. 1835
ХИТ СЕЗОНА! Заново прочитанный Гоголь!
Режиссер - Андрей Любимов
Художники: Мария Кривцова, Карина Автандилова
Действующие лица и исполнители:Антон Антонович Сквозник-Дмухановский городничий - заслуженный артист РФ Иван Сигорских
Анна Андреевна, жена его - заслуженная артистка РФ Галина Виноградова, Юлия Голубева
Марья Антоновна, дочь его - Полина Гончарова
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ - Александр Иванков
Жена его - Ольга Додонова, Юлия Перкова
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья - Александр Орловский
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений - Андрей Любимов
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер - Давид Степанян
и другие.
В сценической версии спектакля, основу которой составляют первые (1835 год) редакции комедии,
использованы черновики Николая Васильевича Гоголя, а также другие произведения писателя.
В российской истории известно несколько случаев должностного недоразумения в различных вариантах. В воспоминаниях В.А. Соллогуба описан случай в Устюжине, когда авантюрист выдал себя за чиновника министерства и обобрал «всех городских жителей». В пушкинских набросках нашло отражение происшествие в Бессарабии с литератором Свиньиным... И, наконец, самого Пушкина, по рассказам историка Бартенева, однажды в Нижнем Новгороде приняли за человека, имевшего «тайное поручение собирать сведения о неисправностях», что, кстати, немало развеселило поэта, узнавшего о невольной мистификации пост фактум.
Гоголь, вероятно, знал об этих случаях. Однако его герой - другой. «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит, - подчеркивал писатель. - В нем все сюрприз и неожиданность». Хлестаков чистосердечен и в правде, и во лжи, ибо его ложь сродни фантазиям ребенка. Или поэта. «Это нечто вроде упоения, наития, сочинительского восторга...», - внушал автор актерам (из воспоминаний И.С. Тургенева).
Хлестаков в спектакле «Ревизор. 1835» - поэт уже с первого своего появления на сцене, когда эдак вдохновенно что-то записывает на случайном листке. Пленительно наивный, с отчетливо романтическим обаянием, несбывшийся поэт, бессознательно понимающий суть этого несбывшегося и тоскующий по ней. Сцены, в которых разворачивается его прекрасный мимолетный роман с Анной Андреевной, становятся истинным украшением спектакля. А теплые, живые человеческие чувства, а вовсе не хрестоматично-привычная сатира - смысловым стержнем всего обширного полифонического действа. И никаких «бровей, изогнутых серпом», как у Михаила Чехова. Впрочем, во всех персонажах спектакля гротеск уступает место мягкой «домашней» интонации. И крылатые реплики, с детства знакомые, звучат совершенно иначе. И возникает ощущение, что этот текст, написанный почти двести лет назад, здесь и сейчас произносится впервые.
«Ревизор. 1835» - невероятно трогательный, проникновенный спектакль о тщетных мечтах и несбывшихся надеждах. О любви.