Спектакль - лауреат Театральной премии МК в номинации "Лучший спектакль", 2016.
Режиссер-постановщик - Римас Туминас
Ассистент режиссера - Анатолий Дзиваев
Сценограф - Адомас Яцовскис
Художник по костюмам - Котрина Дауётайте
Музыка - Фаустас Латенас
Хореограф - Анжелика Холина
Mузыкальный руководитель - Татьяна Агаева
Художник по свету - Нарек Туманян
Художник-гример - Ольга Калявина
Звукорежиссер - Андрей Мирный
Помощник режиссера - Наталья Меньшикова
Действующие лица и исполнители:
Минетти - Владимир Симонов
Дама - Людмила Максакова
Супружеская пара - Агнесса Петерсон, Алексей Кузнецов
Девушка - Полина Кузьминская
Влюбленный клоун - Максим Севриновский
Портье - Виталийс Семёновс
Сотрудники отеля - Юрий Поляк, Лада Чуровская, Максим Мальцев
Музыканты отеля - Мария Волкова, Яна Соболевская
Гости отеля, Маски - Ольга Боровская, Лилия Гайсина, Алексей Гиммельрейх, Ася Домская, Анастасия Жданова, Екатерина Нестерова, Оксана Суркова, Эльдар Трамов, Павел Юдин, Василий Цыганцов
Кто он - этот господин, появившийся в предновогоднюю заснеженную ночь в холле маленькой гостиницы города под названием Остенд? Он - актер и сам расскажет о себе, а мы станем пленниками его истории, судьбы, мистификации, игры воображения, мечты о роли Короля Лира, надсадной откровенности и подспудных тайн, о которых можно догадываться, так и не узнав, где граница между вымыслом и реальностью.
Бернхард
Томас Бернхард (1931-1989), автор пьесы «Минетти» (1976), не очень известен в России. Да и за рубежом его имя не так уж часто появляется на афишах театров. Бернхард - незаконнорожденный австриец, появившийся на свет в Голландии, куда спешно уехала его мать, дабы скрыть свой грех. Автор «Минетти» - фигура сложная, противоречивая, как и все его творчество, в котором мистика и абсурд переплетены настолько тесно, что границы реальности постоянно теряются в вымысле.
Он называл свое творчество «искусством преувеличений». Для него театр - не просто сцена, а пространство, на котором происходят события, разыгрывается драма судеб или судьбы. Мир героя - это театр во всех его проявлениях: героический, буффонный, величественный, площадной. Театр живет в его воображении, он превращает реальность в лицедейство, и поводом для этого могут послужить простые бытовые детали или случайные персонажи. Герои Бернхарда живут в противоречии с миром. Часто конфликт в пьесе вырастает из ощущения глубокого разлада между взглядом на мир автора и тем, как видят его окружающие.
Большинство пьес Бернхарда содержит в своей основе монолог героя, прерываемый разве что несколькими проходными репликами. Зрителям необходимо понять второй план повествования, в котором скрывается тоска героя по гармонии - мечта, которая никогда не сбудется. Как не сбылась мечта его героя сыграть Короля Лира.
Энсор
Главный герой этой пьесы много раз повторяет, как заклинание, имя художника Энсора - создателя маски Короля Лира. Маска была сделана по его просьбе и хранится, как самое дорогое сокровище, в его старом чемодане. Энсор - историческая личность, и, как это часто бывает у Томаса Бернхарда, его имя связано с действием пьесы многими невидимыми нитями.
Джеймс Энсор (1860-1949) - известный в Европе бельгийский художник, уроженец и житель Остенда, того самого приморского городка, в который прибыл старый Минетти. Он прожил всю жизнь в провинциальном Остенде, где по наследству от родителей ему досталась небольшая лавочка сувениров и антиквариата, полная самых невероятных вещей со всех концов мира, собранных безо всякой системы и принципа. Несмотря на свой упрямый провинциализм, к старости Энсор снискал большие почести и награды (титул барона, орден Почетного легиона) и стал одним из самых уважаемых и известных в мире бельгийцев. Энсор немного похож на главного героя пьесы «Минетти» тем, что, достигнув к концу XIX века европейской славы, будучи в самом расцвете сил, он вдруг стал рисовать много меньше, не побоявшись уйти в безвестность, и почти четверть века не имел крупных выставок.
Маски и скелеты - постоянно повторяющиеся предметы на картинах Энсора. Его излюбленный сюжет - карнавал, в котором участвуют люди и маски: веселые и жуткие, человеческие и звериные, где улыбка соседствует с оскалом черепа. Близость жизни и смерти, человека и зверя, праздника и страдания, повседневного быта и потусторонней мистики - любимые темы Энсора. Для воплощения этих тем он почти всегда избирал приемы гротеска. Кто-то резонно отмечал сходство его картин со средневековыми миниатюрами на темы «танца смерти», полотнами Босха и других мастеров позднего Возрождения. Иные же утверждали, что именно Энсор стал первым провозвестником экспрессионизма в живописи.
Минетти
Минетти - еще одна историческая личность, введенная автором в спектакль к полному недоумению современников. Бернхард Минетти (1905-1998) - один из самых знаменитых театральных актеров Германии, актер-долгожитель, продолжавший играть на сцене тогда, когда ему было уже за 90 лет и он с трудом передвигался. Томас Бернхард собственно и создал свою пьесу для исторического Бернхарда Минетти. В 1976 году Минетти, когда ему исполнился 71 год, презрев все несчастливые приметы, сыграл на сцене смерть старого актера, нареченного его же именем собственным. Премьера спектакля «Минетти» состоялась в Штутгарте (Вюртембергский государственный театр), и после премьеры, вопреки самым печальным пророчествам, которых много тогда ходило в театральной среде Германии, актер прожил еще 22 года. Тем интереснее отметить «поправки» к судьбе Минетти-персонажа, внесенные в вымышленный сюжет реальной жизнью артиста, и невольные пророчества, прозвучавшие в пьесе.
Следующей ролью настоящего Минетти стал Просперо из «Бури» Шекспира (Театр Шиллера, Берлин, 1977), которого Минетти-персонаж очень хотел сыграть после Лира и для которого «Энсор» тоже должен был сделать маску, но так и не сделал. Главным же в пьесе неожиданно для всех оказалось пророчество о Лире: действительно, последней большой ролью 80-летнего Бернхарда Минетти в театре стал именно Король Лир в трагедии Шекспира (Театр Шаубюне, Берлин, премьера в 1984 году).
Так игра воображения и реальности, положенная в основу пьесы Бернхарда, покинула пределы сцены и без спроса вошла в жизнь артиста.
Премьера спектакля состоялась 3 октября 2015 года и была приурочена к открытию Новой сцены Театра имени Евгения Вахтангова.
Продолжительность спектакля - один час 40 минут без антракта.
В спектакле звучат фрагменты из произведений Уильяма Шекспира, Эдмона Ростана, Осипа Мандельштама.