+7 495 665 9999
с 9:00 до 23:00
Свяжитесь со мной
Марат и маркиз де Сад
Спектакль
16+
Марат и маркиз де Сад
Трагифарс. Петер Вайс
Режиссер - Юрий Любимов
Художник - Владимир Боер
Музыка: Сергей Летов, Татьяна Жанова, Владимир Нелинов, Владимир Мартынов
В спектакле играют: Роман Стабуров, Дмитрий Высоцкий, Тимур Бадалбейли, Ирина Линдт / Александра Басова, Филипп Котов / Владислав Маленко, Александр Фурсенко-младший, Лариса Маслова, Никита Лучихин, Константин Любимов, Алексей Граббе.
Спектакль - лауреат премии «Триумф» (1998 г.) и участник Международного театрального фестиваля во Франции (Авиньон, 2000 г.).
Полное название пьесы - «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой сумасшедшего дома в Шарантоне под руководством господина де Сада». Это объединение театра абсурда и жестокости с сюрреалистической условностью в мощный трагифарсовый эпос, в центре которого вопрос о смысле и правомерности революционных переворотов. Вайс использует прием «театр в театре», ставший в XX веке архетипичным: помещает спорящих в сумасшедший дом, в котором можно сказать и сделать, что угодно, там и ставится пьеса. Но показать мир, как сумасшедший дом, - это еще не открытие. Сумасшедший дом, как мир, - вот смелое решение Вайса.
Вайс много размышлял о том, как опасны воздействия на человеческую психику, о необходимости и сложности противостоять им, не доводя до массовых помешательств. Для него ясно, что революция всегда - неуправляемая гибельная стихия, а не осознанное, направленное деяние, а террор - ее непременное и неизбежное следствие. Творцы Французской революции, в отличие от творцов Октябрьской, по-видимому, этого не знали.
Граница между разумом и безумием до неразличимости зыбкая. Например, Французская революция с ее карманьолой и плясками вокруг гильотин, на которых отсекались наиболее светлые головы, кстати, придумавшие (из самых гуманных соображений) эту самую гильотину, - что это, как не абсурдное сюрреалистическое безумие?! Когда доктор Гильотен представил Людовику XVI чертеж этого орудия смерти, король, человек просвещенный, заметил, что лезвие должно быть заточено наискосок, чтобы резало наверняка и не слишком мучительно. Думал ли король, что именно он сам и жена его королева Мария-Антуанетта скоро испытают на себе это правильно заточенное лезвие?
Марат и маркиз де Сад - каждый по-своему участвовали в революции. Марат - одержимо устанавливал террор, де Сад - в своих опусах виртуозно доводил кошмарные идеи до абсурда, грезя о садистских оргиях. Он высмеивал Французскую революцию, превращая любовные безумства в кровавые, а тем временем обезумевшие люди плясали на настоящей крови. У Вайса в гипотетическом споре де Сад отстаивает вседозволенность, Марат - «разумное» вмешательство человека в природу мирового порядка и развития, для него это - террор и насилие. Марат спорит с де Садом, но именно он применил на практике виртуозно созданную де Садом художественную теорию насилия. И вот исход…
Эта пьеса-фантасмагория рисунком и душой - словно воплощение на сцене беспощадных сарказмов и живописных кошмаров гравюр великого Гойи. И где происходит действие: эпоха это Французской революции или XX век, дом скорби со своим собственным временем или «нормальный» социум – сегодня и везде?
Спектакль и пьеса обращены к человеку, говорят о нем, о его разуме и безумии, о трагической невозможности отделить одно от другого. Юрий Любимов поставил между действием и зрительным залом железные решетки. Пациенты - за решеткой, зрители - свободны. Но так ли надежно это разделение и можно ли с уверенностью знать, кто с какой стороны ее? Больные, они же актеры, то сотрясают решетки, то бросаются на них, а порой решетки поднимаются, объединяя пространство сцены и зала. Смешиваются и границы личностей персонажей: они и артисты, и герои, и несчастные больные с диагнозами.
«Марат - Сад» поставлен в духе театра Мейерхольда, как и другие постановки Любимова, это очередное освобождение театральной эстетики от любых рамок и догм. Яркое, стремительное, живое, музыкально-цирковое, певчески-пластическое полотно, полное пантомимы и непростой акробатики. Действие идет не только в сценической горизонтали, но вверх, вниз, по спирали, наискосок и внутрь, на разных уровнях, но всей своей энергией исключительно навстречу зрителю.
Продолжительность спектакля - один час 35 минут.
Премьера спектакля состоялась 28 ноября 1998 года.
Купить билеты на спектакль "Марат и маркиз де Сад" можно на сайте redkassa.ru. "Марат и маркиз де Сад" - спектакль в Москве, в Театре на Таганке. Забронировать и купить билеты на спектакль "Марат и маркиз де Сад" без наценки, по ценам организаторов, можно в РедКасса (RedKassa) и по телефону +7 (495) 665-9999. Доставка по Москве и ближнему Подмосковью.
Как добраться:
театр расположен напротив станции метро «Таганская» (кольцевая), только перейти через дорогу (1 минута).
театр расположен напротив станции метро «Таганская» (кольцевая), только перейти через дорогу (1 минута).
Театр на Таганке
г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 76/21.
×
$[[options.contentLayout]]