16+
Марат и маркиз де Сад
Трагифарс. Петер ВайсРежиссер - Юрий Любимов
Художник - Владимир Боер
Музыка: Сергей Летов, Татьяна Жанова, Владимир Нелинов, Владимир Мартынов
В спектакле играют: Роман Стабуров, Дмитрий Высоцкий, Тимур Бадалбейли, Ирина Линдт / Александра Басова, Филипп Котов / Владислав Маленко, Александр Фурсенко-младший, Лариса Маслова, Никита Лучихин, Константин Любимов, Алексей Граббе.
Спектакль - лауреат премии «Триумф» (1998 г.) и участник Международного театрального фестиваля во Франции (Авиньон, 2000 г.).Полное название пьесы - «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой сумасшедшего дома в Шарантоне под руководством господина де Сада». Это объединение театра абсурда и жестокости с сюрреалистической условностью в мощный трагифарсовый эпос, в центре которого вопрос о смысле и правомерности революционных переворотов. Вайс использует прием «театр в театре», ставший в XX веке архетипичным: помещает спорящих в сумасшедший дом, в котором можно сказать и сделать, что угодно, там и ставится пьеса. Но показать мир, как сумасшедший дом, - это еще не открытие. Сумасшедший дом, как мир, - вот смелое решение Вайса.
Вайс много размышлял о том, как опасны воздействия на человеческую психику, о необходимости и сложности противостоять им, не доводя до массовых помешательств. Для него ясно, что революция всегда - неуправляемая гибельная стихия, а не осознанное, направленное деяние, а террор - ее непременное и неизбежное следствие. Творцы Французской революции, в отличие от творцов Октябрьской, по-видимому, этого не знали.
Граница между разумом и безумием до неразличимости зыбкая. Например, Французская революция с ее карманьолой и плясками вокруг гильотин, на которых отсекались наиболее светлые головы, кстати, придумавшие (из самых гуманных соображений) эту самую гильотину, - что это, как не абсурдное сюрреалистическое безумие?! Когда доктор Гильотен представил Людовику XVI чертеж этого орудия смерти, король, человек просвещенный, заметил, что лезвие должно быть заточено наискосок, чтобы резало наверняка и не слишком мучительно. Думал ли король, что именно он сам и жена его королева Мария-Антуанетта скоро испытают на себе это правильно заточенное лезвие?
Марат и маркиз де Сад - каждый по-своему участвовали в революции. Марат - одержимо устанавливал террор, де Сад - в своих опусах виртуозно доводил кошмарные идеи до абсурда, грезя о садистских оргиях. Он высмеивал Французскую революцию, превращая любовные безумства в кровавые, а тем временем обезумевшие люди плясали на настоящей крови. У Вайса в гипотетическом споре де Сад отстаивает вседозволенность, Марат - «разумное» вмешательство человека в природу мирового порядка и развития, для него это - террор и насилие. Марат спорит с де Садом, но именно он применил на практике виртуозно созданную де Садом художественную теорию насилия. И вот исход…
Эта пьеса-фантасмагория рисунком и душой - словно воплощение на сцене беспощадных сарказмов и живописных кошмаров гравюр великого Гойи. И где происходит действие: эпоха это Французской революции или XX век, дом скорби со своим собственным временем или «нормальный» социум – сегодня и везде?
Спектакль и пьеса обращены к человеку, говорят о нем, о его разуме и безумии, о трагической невозможности отделить одно от другого. Юрий Любимов поставил между действием и зрительным залом железные решетки. Пациенты - за решеткой, зрители - свободны. Но так ли надежно это разделение и можно ли с уверенностью знать, кто с какой стороны ее? Больные, они же актеры, то сотрясают решетки, то бросаются на них, а порой решетки поднимаются, объединяя пространство сцены и зала. Смешиваются и границы личностей персонажей: они и артисты, и герои, и несчастные больные с диагнозами.
«Марат - Сад» поставлен в духе театра Мейерхольда, как и другие постановки Любимова, это очередное освобождение театральной эстетики от любых рамок и догм. Яркое, стремительное, живое, музыкально-цирковое, певчески-пластическое полотно, полное пантомимы и непростой акробатики. Действие идет не только в сценической горизонтали, но вверх, вниз, по спирали, наискосок и внутрь, на разных уровнях, но всей своей энергией исключительно навстречу зрителю.
Продолжительность спектакля - один час 35 минут.
Премьера спектакля состоялась 28 ноября 1998 года.