Василий Кандинский. Шаг в беспредметноеМногим картины В.В. Кандинского кажутся слишком сложными и непонятными. Парадоксально, но Кандинский очень хотел быть понятым, сопровождал многие свои работы специальными эссе (комментариями), проделал колоссальную работу по объяснению своего художественного языка, своего обретения беспредметности. Он рассыпал в своих произведениях подсказки - тихие, но слышимые «эмоциональные обертоны» материального мира», вплетенные в сложнейшую ткань абстрактного полотна. Они - мельчайшие осколки реальности, словно крошки, рассыпанные Гензелем и Гретель, вовлекают зрителя в созерцание картины, чтобы, следуя замыслу Кандинского, «…он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся».
Беспредметные и предметные формы сосуществуют, образуя своеобразный контрапункт, вызывая в памяти текст художника, произнесенный спустя десятилетия после достигнутой им победы беспредметности: «Фундаментальный закон, который определяет метод работы и энергию как художника "с предметом", так и художника "беспредметного", абсолютно одинаков. В то же время ясно видно, что "абстрактное» искусство вовсе не исключает ассоциаций с природой, но что, напротив, эта связь больше и более непосредственна, чем в былые времена"».
Цель лекции: следуя за знаками, оставленными самим художником, объяснить его путь к беспредметности через две его самые важные, знаменитые и самые непонятные картины: «Композиции VI» и «Композиции VII».
Произведения Кандинского, помогающие понять путь художника, рассеяны по разным музейным и частным собраниям, некоторые из них утрачены и известны только по описаниям и фотографиям, некоторые - исполнены в хрупкой, не подлежащей перемещению технике. В реальном пространстве экспозиции все вместе они никогда не смогут соединиться.
Лекция построена в форме экскурсии по «идеальной выставке», где возможны любые встречи и сопоставления. В программе:Композиции на стекле. «Все святые». Обратная сторона живописи.
Развеществление предметов. Магическое превращение «Картины с солнцем».
Рисуночная и живописная форма. Картина с вариациями. «Потоп» - «Композиция VI».
Разрушение и созидание. 20 ступеней от «Страшного Суда» до «Композиции VII».
«Первая абстрактная акварель» – авторская мистификация?
Картины-двойники. Знаки предметного мира в абстрактных работах Кандинского.
«Словарь» Кандинского.