6+
Абонемент «ВИРТУОЗЫ МОСКВЫ В МАШИНЕ ВРЕМЕНИ»
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»Художественный руководитель и главный дирижер - Владимир Спиваков
Солисты:
Алексей ЛУНДИН, скрипка
Александр МИТИНСКИЙ, альт
В программе 26 января:Брамс. Квинтет для кларнета и струнных си минор, соч. 115 (переложение для струнного оркестра) 1891.
Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, KV 364.
Шуберт. Струнный квартет № 9 соль минор, D. 173 (переложение для оркестра) 1815.
В программе 4 апреля:Моцарт. Струнный квартет № 1 соль мажор, KV 80.
Брамс. Струнный квартет № 2 ля минор, соч. 51 № 2.
Шуберт. Струнный квартет № 14 («Смерть и девушка»), D. 810 (оркестровка - Густава Малера).
Посвятив новый сезон австро-немецким классикам - Моцарту, Шуберту и Брамсу, «Виртуозы Москвы» выбрали произведения из разных творческих периодов каждого композитора. Это и юношеские опусы, будь то своего рода пробы пера или яркие свидетельства рано проявившегося дарования, и работы, ознаменовавшие расцвет и зрелость, и поздние сочинения мастеров, умудренных опытом. Впрочем, вторая программа абонемента не только рисует нам портреты трех композиторов, но и обнаруживает преемственность между ними.
Так, к примеру, Шуберт, сочинявший свой 9-й квартет в 1815 году (автору исполнилось тогда 18 лет), опирается на моцартовские образцы, в частности, знаменитую 40-ю симфонию. Франц Шуберт оставил 15 струнных квартетов. Наиболее известный из них, квартет «Смерть и девушка», был написан «самым несчастным, самым жалким человеком на свете» - неизлечимо больным композитором, пребывавшим в глубочайшей депрессии. В одноименной песне Шуберта, давшей квартету название и положенной в основу медленной части, воплощен образ, волновавший композитора с юности, - образ смерти как подруги молодости, сестры, утешительницы. Впрочем, финал квартета говорит о победе человеческого духа над смертью, а все сочинение в целом «радует свет» уже не одно столетие, заняв свое почетное место в ряду шедевров камерной музыки.
Моцарт же к 19 годам уже стал зрелым мастером, свидетельством чему является блистательная «Sinfonia concertante» - одно из самых известных сочинений композитора. Между тем обстоятельства создания шедевра до сих пор неизвестны, Моцарт никогда не упоминал это сочинение в письмах, нет никаких иных относящихся к нему документов, не существует автографа партитуры (только автографы каденций). Любопытно, что произведение, написанное в жанре концерта, Моцарт называет концертной симфонией. Это связано с тем, что скрипка и альт были инструментами симфонического оркестра того времени в отличие от арфы или фортепиано.
Иоганнесу Брамсу, в отличие от Моцарта и Шуберта, потребовалось много лет, прежде чем он выработал свой творческий почерк. Отличавшийся чрезвычайной требовательностью к себе и своей работе, он имел обыкновение уничтожать сочинения, которыми был недоволен. Такая участь постигла и ранний квартет си минор, которому автор поначалу присвоил первый опус, а затем передумал и ликвидировал. Лишь в 1871 году Брамс, подступаясь к симфонической драматургии, решил довести освоение квартетного жанра до совершенства и написал один за другим два струнных квартета ор. 51. Среди камерных ансамблей Брамса особняком стоят опусы, в которые введена партия кларнета: трио, квинтет, две сонаты. Поистине это одни из самых мелодичных и поэтичных произведений композитора. Все они создавались для Рихарда Мюльфельда - первого кларнетиста придворного оркестра в Майнингене. Брамс был горячим поклонником таланта этого исполнителя: «Ты даже не можешь себе представить такого кларнетиста, как тамошний Мюльфельд. Он вообще лучший духовик, какого я знаю», - писал композитор в одном из писем Кларе Шуман. Огромная популярность квинтета вызвала к жизни ряд переложений, в том числе и для струнного оркестра.