В программе:
+7 495 665 9999
с 9:00 до 23:00
Свяжитесь со мной
Сказки Пушкина
Концерт
Концерт ведет Артём Варгафтик
Московский государственный симфонический оркестр
Художественный руководитель - Иван Рудин
В программе:
М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
М. И. Глинка. Марш Черномора и восточные танцы из оперы «Руслан и Людмила».
Н. А. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане».
Н. А. Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Золотой петушок».
Сказки Александра Сергеевича Пушкина, несмотря на свою немногочисленность (их менее десяти), - одно из самых удивительных явлений в русской литературе. Богатство образов, живой оригинальный язык, вечная тема добра и зла, а также неподражаемая ирония и комизм обеспечили им подлинное бессмертие. Нет другого жанра в творчестве поэта, где столько запоминающихся героев: царей и царевен, богатырей и красавиц, волшебников и кудесников, а также фантастических животных. Кто из нас не помнит Золотую рыбку и Золотого петушка, белку с ее орешками и ученого кота?
Яркие страницы пушкинских сказок не раз вдохновляли русских композиторов и во многом определили будущее не только русской поэзии, но и музыки. Лучшие оркестровые фрагменты из знаменитых русских опер, написанных на сюжеты сказок Пушкина, прозвучат в этом концерте. Симфонический оркестр ддя детей и юношества под руководством Ивана Рудина исполнит фрагменты из оперы Глинки «Руслан и Людмила», сюиты из опер Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок». Программу комментирует известный музыкальный критик, лектор и журналист Артем Варгафтик.
Впервые Пушкин обратился к сказочному сюжету еще в юности. Именно волшебная сказка «Руслан и Людмила», написанная им по окончании лицея, стала первой его законченной поэмой. Вдохновленная древнерусскими былинами и романтическими сказаниями, насыщенная фантастическими образами и экзотикой, она принесла двадцатилетнему поэту широкую известность. Композитор Михаил Иванович Глинка, увлеченный «Русланом и Людмилой», начал работать над одноименной оперой в год гибели Пушкина. На основе легкой и ироничной сказки им было создано грандиозное эпическое полотно, где нашлось место и богатырской доблести, и верной любви, и коварному обману, и колдовским чарам. Премьера оперы в Петербурге прошла сдержанно, но с каждым исполнением успех ее возрастал. Глинка нашел великолепные экзотические краски для музыкальных картин царства Черномора и волшебных садов Наины. Именно с этих страниц «Руслана» начинается особое направление в русской музыке - условный, «русский» восток. Концерт откроет радостная и жизнеутверждающая увертюра к опере, предсказывающая победу добра над злом. Ее сменят причудливый и угловатый Марш Черномора (одно из самых известных сочинений Глинки) и три восточных танца: турецкий, арабский и огненная лезгинка.
Выбрать сюжет пушкинской «Сказки о царе Салтане» для написания новой оперы посоветовал ведущему петербургскому композитору Н.А. Римскому-Корсакову известный музыкальный критик и публицист В.В. Стасов. Опера была написана в год столетия Пушкина и впервые поставлена в 1900 году в Москве, в Частной опере С.И. Мамонтова, в великолепных декорациях Михаила Врубеля и с блестящим составом солистов. Это одно из самых жизнерадостных произведений оперной литературы, наполненное светлой энергией народного эпоса. Значительную роль в опере играют программные инструментальные эпизоды. Оркестровые вступления к I, II и IV действиям композитор тогда же объединил в сюиту «Картинки к сказке о царе Салтане». Каждую из ее частей предваряет эпиграф из пушкинской поэмы. В первой «картинке» перед нами образ царя Салтана - воинственного и при этом сказочно-комичного, будто сошедшего с народного лубка. Вторая «картинка» - морская стихия, великолепно переданная оркестровыми красками. Наконец, самая знаменитая, третья часть - «Три чуда» на острове Буяне: белка с волшебными орешками (использована мелодия известной народной песни «Во саду ли, в огороде»), тридцать три богатыря и прекрасная Царевна-лебедь. Также широко известен симфонический фрагмент оперы под названием «Полет шмеля»: блестящее скерцо типа perpetuum mobile.
Остросатирическая «Сказка о золотом петушке» - самая поздняя сказка Пушкина, в ней он использовал мотивы не только русских, но и арабских сказок. Опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» также стала последней для композитора. Он так и не смог увидеть ее на сцене: «небылица в лицах» была запрещена цензурой из-за злободневной сатиры на самодержавный строй (значительно усиленной либреттистом В. Бельским по сравнению с пушкинским текстом). Опера впервые увидела свет через месяц после кончины Римского-Корсакова, на сцене Частной оперы С.И. Зимина в Москве, причем в сюжет были внесены значительные изменения. В Большом и Мариинском театрах она была поставлена позже. В оркестровую сюиту вошли четыре фрагмента оперы, в которых можно угадать и угловатый, суетящийся образ царя Додона, и холодный шик восточной Шемаханской царицы, и волшебный профиль Звездочета, и, наконец, объединяющий все оперу клич Золотого петушка.
Филармония-2 (Зал им. Сергея Рахманинова)
г. Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д. 1.
×
$[[options.contentLayout]]