+7 495 665 9999
с 9:00 до 23:00
Свяжитесь со мной
Фестиваль "Musica Mensurata"
Абонемент на три концерта
12+
7-21 октября 2018 года уже в пятый раз в Москве пройдет международный фестиваль, посвященный исключительно средневековой музыке.
Международный фестиваль средневековой музыке Musica Mensurata — уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти тысячелетней давности. Он даёт возможность услышать музыку X-XIV веков в исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, из России и других европейских стран. В его программе можно услышать сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических инструментах — виелах, цитоли, кифаре, средневековых поперечных флейтах, и т.д. Вокальная музыка звучит на разных старинных языках: от средневековой латыни до средневерхненемецкого.
Тема Пятого фестиваля — “Метаморфозы”. Откроется он концертом Ханны Марти, известной слушателям по работе в ансамбле Sequentia и по прошлогоднему концерту в Московском Кремле с Ensemble Labyrinthus. На фестивале будет звучать реконструкция средневекового исполнения “Метаморфоз” Овидия.
На втором концерте, в котором Ханна Марти объединит усилия со швейцарско-российским составом ансамбля Labyrinthus, будет представлена программа "Carmina Anglica", посвященная метаморфозам континентальной музыки в Англии в XIII веке. Островитяне и тогда делали все иначе, и мелодии, и жанры претерпевали удивительные изменения.
Завершающий концерт фестиваля будет посвящен метаморфозам мотета — удивительного средневекового жанра, о котором и тогда, и сейчас музыкальные теоретики не могут договориться: простонародный он или только для искушенной публики. Слушатели смогут проследить за развитием жанра от первых опытов композиторов Парижской Школы Нотр-Дам до экспериментов Пьера де ла Круа и авторов Ars Subtilior. Фантастическая музыка, крайне редко звучащая в России.
Каждому из концертов фестиваля будет предшествовать информативное вступительное слово.
В этом году мы запустили краудфандинговую кампанию по сбору средств на проведение фестиваля. Для наших жертвователей мы придумали много разных призов, в том числе компакт-диски и билеты на концерты. Собранные средства будут направлены на оплату проезда и проживания участников фестиваля, аренду жилья и репетиционных помещений, подготовку и печать полиграфических материалов и прочие организационные расходы.
Узнать подробней о фестивале и поддержать его можно по ссылке на сайте Планета.ру
Musica Mensurata — дословно, размеренная музыка, та музыка, которую можно измерить. Этим термином средневековые теоретики обычно называли полифоническую музыку, или паралитургическую, иногда и светскую. Musica Mensurata противопоставлялась Musica Plana, плавной музыке, прежде всего григорианскому пению, длительность нот в котором точно измерять было не нужно.
Художественный руководитель фестиваля - Данил Рябчиков.
Программа фестиваля:
Метаморфозы Овидия: история Орфея
Концерт состоится 7 октября в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла
Москва, Старосадский 7/10 м. Китай-город
Начало 19 00
История Орфея - одна из самых знаменитых историй любви. Овидий (43 г. до Р.Х. - 17 г. от Р.Х.), великий поэт античности, рассказывает эту историю в Metamorphoseon libri, книгах Метаморфоз. “Метаморфозы” представляют собой сборник историй, чаще мифологических по содержанию, и разные рассказы связываются между собой в одну продолжительную поэму.
Известно, что “Метаморфозы” читались в образованных кругах в Средние века, многие стихи Овидия цитируются в поздне-средневековой полифонической музыке, а эпизоды “Метаморфоз” превращались тогда в новые песни и истории. Иоанн де Грокейо на рубеже XIII и XIV вв. описал практику жест (chanson de geste, cantus gestualis), в которых “повествуется о деяниях героев и трудах отцов церкви”. Концерт Ханны Марти воссоздает традицию таких chanson de geste на тексты Овидия.
Мелодий жест на истории из “Метаморфоз” не сохранилось. Для воссоздания исполнения Овидия Ханна Марти взяла за основу сохранившиеся в средневековых рукописях мелодии од Горация (65 - 8 до Р.Х.), античного поэта, чьи произведения также были хорошо известны в Средние века. В России эта программа исполняется впервые.
Carmina Anglica. Английская музыка XII-XIV веков на латыни.
Концерт состоится 14 октября в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла
Москва, Старосадский 7/10 м. Китай-город
Начало 19 00
Программа второго концерта фестиваля посвящена метаморфозам континентальной музыки в Англии в XIII-XIV веках, метаморфозах, о которых мы не знаем очень мало. Возможно, причины кроются в особенностях английской средневековой культуры. На континенте центром культуры (в том числе музыкальной) был город. Даже соборы возводились в городском центре, однако в Англии все было наоборот. Новые готические соборы занимали окраины. А музыкальная культура развивалась главным образом в монастырях. Даже нелитургическая и светская.
Музыкально английская полифония XIII-XIV веков отличается от континентальной. Для континента характерна максимальная дифференциация голосов - каждый голос движется по-своему, часто слышна ритмическая разноголосица, верхние голоса чаще гораздо более орнаментированы, чем тенор. В английской музыке все более сдержанно: голоса движутся чаще вместе и более однородны музыкально. Вот только если в континентальном мотете тенор чаще был литургическим, а верхние голоса пели о любви на французском языке, то в английском мотете эта схема могла быть вывернута наизнанку: тенор был из англоязычной песни, а верхние голоса по-разному рассказывали покаянные истории на латыни.
Этот концерт – плод огромной работы исследователей. Слушатели познакомятся с музыкой, которую играли в английских монастырях – кондуктами и мотетами, и очень английскими по духу инструментами – арфой и цитолью, чьи изображении сохранили и английские рукописи, и стены английских готических соборов.
Состав ансамбля Labyrinthus на концерте:
Ханна Марти - вокал, арфа
Витте Мария Вебер - вокал
Анастасия Бондарева - вокал
Данил Рябчиков - цитоль
История мотета. XIII-XIV века
Концерт состоится 21 октября в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла
Москва, Старосадский 7/10 м. Китай-город
Начало 19 00
Завершающий концерт фестиваля посвящен метаморфозам мотета – средневекового жанра, который, с одной стороны, неплохо известен, с другой, о нем музыкальные теоретики спорят до сих пор. Амбициозный замысел исполнителей заключается в том, чтобы показать, как развивался мотет: от первых образцов Парижской школы Нотр-Дам, через сумасшедшие эксперименты Пьера де ля Круа и гениальные творения Филиппа де Витри и Гильома де Машо до музыки Ars Subtilior. Многие произведения впервые прозвучат в России.
Состав ансамбля Labyrinthus на концерте:
Анастасия Бондарева - вокал
Екатерина Либерова - вокал
Юлия Макарьянц - вокал
Данил Рябчиков - цитоль
Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых Петра и Павла
г. Москва, Старосадский пер., д. 7/10.
×
$[[options.contentLayout]]