6+
VI Рождественский фестиваль духовной музыки. Открытие
Московский Синодальный хорХудожественный руководитель - Алексей Пузаков
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»Художественный руководитель и главный дирижер - Владимир Спиваков
Солисты:
Светлана Касьян, сопрано
Агунда Кулаева, меццо-сопрано
Специальный гость - митрополит Волоколамский Иларион
В программе: Бортнянский. Духовные концерты.
Перголези. Stabat Mater.
Ежегодный Рождественский фестиваль духовной музыки традиционно открывается выступлением Московского Синодального хора - одного из старейших профессиональных хоров России. Коллектив, созданный еще в начале XVIII века, в 1919 году прекратил существование, и лишь 90 лет спустя началась работа по его возрождению, получившая благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Центром возрождения коллектива стал храм «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Настоятель храма митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, наряду с Владимиром Спиваковым взял на себя художественное руководство Рождественским фестивалем в Доме музыки.
Владыка Иларион выступит перед началом концертной программы с приветственным словом, а во втором отделении предстанет в качестве дирижера за пультом камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Под его управлением прозвучит знаменитая кантата «Stabat Mater» Джованни Баттиста Перголези. В выразительном дуэте сопрано и альта предстанут приглашенная солистка Большого театра Светлана Касьян и солистка Большого театра Агунда Кулаева. «Это вечная тема, - говорит владыка Иларион. - Мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божия Матерь, которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к своему Сыну - воплотившемуся Богу». В основу произведения легли слова средневекового латинского гимна, автором которого считается Якопоне Бенедетто да Тоди.
Программу первого отделения составили хоровые концерты Дмитрия Бортнянского - шедевры из золотого века хоровой музыки a cappella. Бортнянский оставил более 100 произведений для хора, в том числе 35 хоровых концертов. Гектор Берлиоз, услышав некоторые из них в Петербурге, писал: «Эти произведения отмечены редким мастерством в обращении с хоровыми массами, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и совершенно удивительным, необычайно свободным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался».