+7 495 665 9999 с 9:00 до 23:00
Свяжитесь со мной

Поиск не дал результатов

С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини

С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини

Концерт


С. РАХМАНИНОВ. РАПСОДИЯ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
Художественный руководитель и главный дирижер - Павел Коган
Никита МНДОЯНЦ (фортепиано)
Дирижер - Тимур ЗАНГИЕВ

В программе:
С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини.
Г. Берлиоз. Фантастическая симфония.

Рапсодия или вариации на тему Паганини Сергея Васильевича Рахманинова представляют собой одно из ярчайших произведений для фортепиано с оркестром в творчестве композитора. Стоит отметить, что в XX веке Сергей Васильевич считался одним из крупнейших виртуозов-исполнителей, что также сближало его с загадочным Николло Паганини.

Образ музыканта эпохи романтизма, его глубина и мистичность - все это отобразилось в 24 каприсе для скрипки. Выразительная тема из 16 тактов запоминается с первого раза. Даже в современном мире среди исполнителей считается вершиной мастерства исполнение столь сложной с технической точки зрения композиции, не говоря уже о XVIII-XIX веках. За способность к виртуозной игре Николло стали считать человеком, продавшем душу дьяволу. Прочувствовав не только характерные черты эпохи, но и личности Паганини, Рахманинов постарался как можно точнее при помощи символов отобразить все фантастическое и магическое, чем наполнена его музыка.

Неслучайно и обращение к жанру рапсодии. В музыкальном искусстве главными чертами рапсодии можно считать импровозиционное, свободное изложение и воссоздание определенной эпохи. В ходе жанровой эволюции данное понятие было приближено к поэме. Великое произведение маэстро включает в себя 24 вариации. Каждая вариация несет в себе определенную жанровую нагрузку. Образ постоянно трансформируется и видоизменяется. Широкая эмоциональная амплитуда, от ностальгии до безумных страстей, заставляет слушателя испытывать разные чувства. Развитие динамичное и на протяжении всей композиции не дает человеку заскучать во время прослушивания.

Рапсодия на тему Паганини относится к позднему периоду творчества композитора. В течение нескольких лет композитор работал над сочинением. Целью, которую он ставил для себя, являлось объединение современных джазовых импровизаций с классическим романтическим произведением. В 1934 году произведение было завершено. Премьера состоялась 7 ноября 1934 года. Партия фортепиано была поручена Сергею Рахманинову. Филадельфийский оркестр звучал под управлением гениального и знаменитого Леопольда Стоковского. Сразу после премьеры произведение получило признание и стало популярно в кругах поклонников высокого искусства. По сей день вариации не теряют своей актуальности. Более того, в настоящее время Рапсодия на тему Паганини Рахманинова популярнее оригинальной скрипичной версии.

«Рапсодия или вариации на тему Паганини» - это шедевр культуры XX века, сохраняющий собственную ценность и в наше время. Сплетение жанров, исключительное видение образа, понимание содержания, возможность экспериментировать позволили Сергею Рахманинову создать поистине неповторимое сочинение.

Самое знаменитое и значительное произведение, вышедшее из-под пера Гектора Берлиоза, - «Фантастическая симфония». Ее уникальность заключается в том, что она стала первой в музыке романтизма программной симфонией. Гениальный композитор самостоятельно создал программу к ней в виде сценария, с подробным и ярким описанием всех событий, которые должны были развернуться на глазах публики. Таким образом, симфония вполне могла иметь сценическое воплощение. Однако музыкальное наполнение симфонии настолько богато и выразительно, что и одного ее исполнения достаточно, чтобы проследить все, о чем желал поведать автор.

История создания этой симфонии уникальна: юный Гектор Берлиоз безответно влюбился в очаровательную актрису, игравшую роль Джультты. Но ни подарки, ни письма с признаниями не могли растопить сердце девушки. Более того, актрису уже начинал раздражать очередной надоедливый поклонник. Сильно усугубляло ситуацию и то, что молодые люди говорили на разных языках, и в этом плане между ними была огромная пропасть: девушка была англичанкой, а Берлиоз, как известно, французом. Но великий композитор нашел способ перекинуть мост через эту пропасть и растопить сердце красавицы, а состоять он должен был из музыки. И вот, что сделал Берлиоз: проведя тщательный анализ, он решил написать своеобразную серенаду возлюбленной, которая открыла бы все его истинные чувства.

Этим зашифрованным любовным посланием стала «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза - первая его работа в подобном жанре. Все в ней необычно: сама музыка, яркие выразительные образы, оркестровка и количество частей. Она содержит пять частей, вместо привычных четырех. Чтобы по ошибке никто не сделал поправки, композитор от руки сделал надпись о том, что опечаток нет, и она должна исполняться именно в таком варианте. В сюжете «серенады» - история любви молодого юноши-артиста, который безответно влюблен. Знакомый сюжет, не правда ли? В каждой части возникает чудесная тема, которая рисует чувства героя.

На премьере «Фантастической симфонии» Берлиоза ждал восхитительный успех. Публика великолепно приняла новаторское произведение. Но главный сюрприз ждал его после премьеры: послание сработало, и актриса Гариетт Смитсон все поняла даже без слов, благодаря выразительной музыке. Она подошла после концерта к тому, кто сочинил эту серенаду, и... сама пригласила на свидание. Но это еще не все: через некоторое время Г. Берлиоз и его возлюбленная поженились, дописав счастливый финал в своей «Фантастической симфонии». Вот она, настоящая сила музыки, для которой нет границ и преград.
Купить билеты на концерт "С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини" можно на сайте redkassa.ru. "С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини" - концерт в Москве, в Большом зале Московской консерватории, 16 мая 2019 года. Забронировать и купить билеты на концерт "С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини" без наценки, по ценам организаторов, можно в РедКасса (RedKassa) и по телефону +7 (495) 665-9999. Доставка по Москве и ближнему Подмосковью.
Станции метро: Охотный ряд, Площадь революции, Театральная

Большой зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского

г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13.

×
$[[options.contentLayout]]

Похожие мероприятия в категории "Куда пойти"

Смотреть все (87)