+7 495 665 9999
с 9:00 до 23:00
Свяжитесь со мной
С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
Концерт
С. РАХМАНИНОВ. РАПСОДИЯ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
Художественный руководитель и главный дирижер - Павел Коган
Никита МНДОЯНЦ (фортепиано)
Дирижер - Тимур ЗАНГИЕВ
В программе:
С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини.
Г. Берлиоз. Фантастическая симфония.
Рапсодия или вариации на тему Паганини Сергея Васильевича Рахманинова представляют собой одно из ярчайших произведений для фортепиано с оркестром в творчестве композитора. Стоит отметить, что в XX веке Сергей Васильевич считался одним из крупнейших виртуозов-исполнителей, что также сближало его с загадочным Николло Паганини.
Образ музыканта эпохи романтизма, его глубина и мистичность - все это отобразилось в 24 каприсе для скрипки. Выразительная тема из 16 тактов запоминается с первого раза. Даже в современном мире среди исполнителей считается вершиной мастерства исполнение столь сложной с технической точки зрения композиции, не говоря уже о XVIII-XIX веках. За способность к виртуозной игре Николло стали считать человеком, продавшем душу дьяволу. Прочувствовав не только характерные черты эпохи, но и личности Паганини, Рахманинов постарался как можно точнее при помощи символов отобразить все фантастическое и магическое, чем наполнена его музыка.
Неслучайно и обращение к жанру рапсодии. В музыкальном искусстве главными чертами рапсодии можно считать импровозиционное, свободное изложение и воссоздание определенной эпохи. В ходе жанровой эволюции данное понятие было приближено к поэме. Великое произведение маэстро включает в себя 24 вариации. Каждая вариация несет в себе определенную жанровую нагрузку. Образ постоянно трансформируется и видоизменяется. Широкая эмоциональная амплитуда, от ностальгии до безумных страстей, заставляет слушателя испытывать разные чувства. Развитие динамичное и на протяжении всей композиции не дает человеку заскучать во время прослушивания.
Рапсодия на тему Паганини относится к позднему периоду творчества композитора. В течение нескольких лет композитор работал над сочинением. Целью, которую он ставил для себя, являлось объединение современных джазовых импровизаций с классическим романтическим произведением. В 1934 году произведение было завершено. Премьера состоялась 7 ноября 1934 года. Партия фортепиано была поручена Сергею Рахманинову. Филадельфийский оркестр звучал под управлением гениального и знаменитого Леопольда Стоковского. Сразу после премьеры произведение получило признание и стало популярно в кругах поклонников высокого искусства. По сей день вариации не теряют своей актуальности. Более того, в настоящее время Рапсодия на тему Паганини Рахманинова популярнее оригинальной скрипичной версии.
«Рапсодия или вариации на тему Паганини» - это шедевр культуры XX века, сохраняющий собственную ценность и в наше время. Сплетение жанров, исключительное видение образа, понимание содержания, возможность экспериментировать позволили Сергею Рахманинову создать поистине неповторимое сочинение.
Самое знаменитое и значительное произведение, вышедшее из-под пера Гектора Берлиоза, - «Фантастическая симфония». Ее уникальность заключается в том, что она стала первой в музыке романтизма программной симфонией. Гениальный композитор самостоятельно создал программу к ней в виде сценария, с подробным и ярким описанием всех событий, которые должны были развернуться на глазах публики. Таким образом, симфония вполне могла иметь сценическое воплощение. Однако музыкальное наполнение симфонии настолько богато и выразительно, что и одного ее исполнения достаточно, чтобы проследить все, о чем желал поведать автор.
История создания этой симфонии уникальна: юный Гектор Берлиоз безответно влюбился в очаровательную актрису, игравшую роль Джультты. Но ни подарки, ни письма с признаниями не могли растопить сердце девушки. Более того, актрису уже начинал раздражать очередной надоедливый поклонник. Сильно усугубляло ситуацию и то, что молодые люди говорили на разных языках, и в этом плане между ними была огромная пропасть: девушка была англичанкой, а Берлиоз, как известно, французом. Но великий композитор нашел способ перекинуть мост через эту пропасть и растопить сердце красавицы, а состоять он должен был из музыки. И вот, что сделал Берлиоз: проведя тщательный анализ, он решил написать своеобразную серенаду возлюбленной, которая открыла бы все его истинные чувства.
Этим зашифрованным любовным посланием стала «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза - первая его работа в подобном жанре. Все в ней необычно: сама музыка, яркие выразительные образы, оркестровка и количество частей. Она содержит пять частей, вместо привычных четырех. Чтобы по ошибке никто не сделал поправки, композитор от руки сделал надпись о том, что опечаток нет, и она должна исполняться именно в таком варианте. В сюжете «серенады» - история любви молодого юноши-артиста, который безответно влюблен. Знакомый сюжет, не правда ли? В каждой части возникает чудесная тема, которая рисует чувства героя.
На премьере «Фантастической симфонии» Берлиоза ждал восхитительный успех. Публика великолепно приняла новаторское произведение. Но главный сюрприз ждал его после премьеры: послание сработало, и актриса Гариетт Смитсон все поняла даже без слов, благодаря выразительной музыке. Она подошла после концерта к тому, кто сочинил эту серенаду, и... сама пригласила на свидание. Но это еще не все: через некоторое время Г. Берлиоз и его возлюбленная поженились, дописав счастливый финал в своей «Фантастической симфонии». Вот она, настоящая сила музыки, для которой нет границ и преград.
Купить билеты на концерт "С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини" можно на сайте redkassa.ru. "С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини" - концерт в Москве, в Большом зале Московской консерватории, 16 мая 2019 года. Забронировать и купить билеты на концерт "С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини" без наценки, по ценам организаторов, можно в РедКасса (RedKassa) и по телефону +7 (495) 665-9999. Доставка по Москве и ближнему Подмосковью.
Станции метро: Охотный ряд, Площадь революции, Театральная
Большой зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского
г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 13.
×
$[[options.contentLayout]]