6+
Концерт к 160-летию со дня рождения С.И. Танеева
Государственная академическая симфоническая капелла России
Художественный руководитель и главный дирижер - Валерий ПОЛЯНСКИЙ
В программе:Симфония № 4 до минор, соч. 12.
«Иоанн Дамаскин», кантата для смешанного хора и оркестра на стихи А.К. Толстого, соч. 1.
25 ноября 2016 года исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева, любимого ученика Чайковского. Коллеги, ученики и друзья видели Танеева оптимистом, верующим в силу разума, человеческого духа, в торжество справедливости, добра и света. Композитор, педагог, ученый, он провел жизнь в непрерывном кропотливом труде, не заботясь ни о лаврах, ни о громкой славе. Основным содержанием его творчества стали высокие этические идеи, утверждение светлых идеалов.
Государственная академическая симфоническая капелла России во главе с Валерием Полянским адресует свое музыкальное приношение «музыкальной совести Москвы», как называли Танеева современники. В программу, приуроченную к юбилею мастера, вошли два его самых известных, вершинных произведения: кантата «Иоанн Дамаскин» и Симфония до минор. От музыканта многогранного дарования, высочайшей культуры и глубокой эрудиции, каким является Валерий Полянский, можно ожидать эталонного прочтения этих партитур. Дирижерская харизма Полянского в равной степени проявляется как в сфере хорового искусства, так и за пультом симфонического оркестра, а творческие поиски блестяще реализуются в самых разных жанрах, будь то оперы, сочинения для хора a cappella, монументальные кантатно-ораториальные произведения или симфонии.
Кантата «Иоанн Дамаскин» стала первым в истории отечественной музыки лирико-философским произведением в своем жанре. Танеев, всегда отличавшийся повышенной требовательностью к себе, присвоил этой партитуре - шедевру русской полифонии - первый номер опуса. Критика высоко оценила новое сочинение: «Это прекрасная музыкальная композиция, в которой встречается множество очень тонко и умно задуманных эффектов в хорошем смысле этого слова, композиция, проникнутая в своем целом серьезным достоинством и внушающая полное уважение к познаниям и умению автора».
Не менее лестные отзывы получила и Симфония до минор, созданная 14 годами позднее. «Считаю вашу симфонию прекраснейшим современным произведением: благородный стиль, прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей», - писал Танееву Римский-Корсаков. На многих отечественных композиторов это произведение впоследствии оказало влияние, в том числе на Шостаковича с его философским симфонизмом и Рахманинова.