6+
Абонемент «"Виртуозы Москвы" в машине времени»
Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы»Художественный руководитель и главный дирижер - Владимир Спиваков
Солист - Алексей Лундин, скрипка
В программе:Шмельцер. «Школа фехтования», сюита для струнных и бассо континуо.
Вейнгартнер. Квартет № 4 для струнных, соч. 62.
Моцарт. Концерт № 4 для скрипки с оркестром, KV 218.
Вольф. «Итальянская серенада» для струнных.
«"Виртуозы Москвы" в машине времени» – не просто метафора. Это название отражает необъятный репертуар коллектива, позволяющий ему проводить увлекательный ликбез о важнейших музыкальных направлениях и выдающихся явлениях. Главный принцип составления программ - мозаичность и контрастность частей целого, где барокко соседствует с романтизмом и музыкой ХХ века, а раритеты - со шлягерами.
История австрийской музыки - обширный каталог шедевров и свод великих имен. Именно на австрийской земле родился и творил Вольфганг Амадей Моцарт, чей концерт для скрипки с оркестром прозвучит в исполнении «Виртуозов Москвы» и концертмейстера оркестра Алексея Лундина. Биограф Моцарта Герман Аберт назвал его концерты «созданием самоуверенной, иногда перехлестывающей через край юности, которая то предается нежным мечтам, то отдается озорному веселью и забавно подшучивает над формой».
Откроет программу вечера необычная сюита для струнных и бассо континуо «Школа фехтования» Иоганна Генриха Шмельцера (1623-1680) - сына офицера, выросшего в военном лагере. Многочастная композиция построена как традиционная танцевальная сюита во французском стиле - с инструментальными ариями, сарабандой и курантой. Однако заключительные пьесы - бытовые зарисовки «Школа фехтования» и «Ария во время омовения» - ломают канон и складываются в оригинальный музыкальный спектакль.
Прозвучат также два сочинения в русле позднего австрийского романтизма, отделенные 30-ю годами. В мире очень мало знают и исполняют музыку Феликса Вейнгартнера (1863-1942) - величайшего дирижера, наряду с Гансом Рихтером, Феликсом Моттлем, Густавом Малером, Артуром Никишем создавшего славу немецко-австрийскому дирижерскому искусству послевагнеровского периода. Однако он был и плодовитым композитором, автором опер, симфоний, концертов и камерных сочинений, одно из которых - Четвертый струнный квартет - представят «Виртуозы Москвы».
Напротив, «Итальянская серенада» Гуго Вольфа - сочинение популярное и широко исполняемое. При жизни Вольфа музыканты часто отказывались исполнять его опусы из-за опубликованных им острых критических статей. Вольф отомстил: в своей «Итальянской серенаде» он показал себя не только блестящим знатоком инструментовки и итальянской национальной музыки (жанровая основа пьесы - тарантелла), но и остроумным пародистом, тонко высмеивающим неумелых музыкантов.