rEvolution. Вокальный ансамбль "Intrada"
Концерт
Российско-швейцарский проект
Вокальный ансамбль Intrada
Художественный руководитель – Екатерина Антоненко
В программе:
Д. Шостакович. Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX века
Ф. Мартен. Месса для двойного смешанного хора a cappella
Центральная часть российско-швейцарского проекта «rEvolution» – концертного триптиха, приуроченного к столетию революции 1917 года – отсылает к жанрам, связанным со словом. «Московский коллектив нового поколения» Intrada исполнит сочинения Дмитрия Шостаковича и Франка Мартена.
«Десять поэм» принадлежат к числу лучших творческих достижений Шостаковича. «Эти поэмы объединены одной темой. Это революция 1905 года. Не знаю, в какой степени мне удалось передать дух эпохи. Но на музыке не могло не отразиться то громадное впечатление, которое всегда производила на меня русская революционная песня», – писал композитор в воспоминаниях.
Форма хоровой сюиты позволила охватить контрастные эпизоды из истории русской революционной борьбы: здесь и духовный мир личности, ратующей за свободу, и массовые сцены народных демонстраций, трагические, документальные картины той эпохи. Тематический материал одной из поэм («Девятое января») позднее был использован Шостаковичем в Одиннадцатой симфонии «1905 год».
Во втором отделении прозвучит практически неизвестная российской публике Месса для двойного смешанного хора Франка Мартена, швейцарского композитора XX века Франка Мартена. «Она звучит словно месса эпохи Ренессанса, потерявшаяся во времени бессознательно текущих веков и происходящих ужасов», – писал о сочинении автор бестселлера «Дальше – шум. Слушая XX век» Алекс Росс, ставя его в один ряд с Мессой соль минор Ральфа Воан Уильямса (1921), Мессой соль мажор для смешанного хора a cappella Франсиса Пуленка (1937) и Missa Brevis Бенджамина Бриттена (1959).
«Месса Мартена напрямую не связана с темой общественно-политических катаклизмов, однако является осмыслением того непростого исторического периода. Мне кажется, эти два сочинения – «Десять поэм» Шостаковича и Месса Мартена – будут дополнять друг друга», – считает руководитель Intrada Екатерина Антоненко.
Дом музыки (ММДМ), Камерный зал
г. Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 8.