12+
Абонемент «РОЯЛЬ. RESTART»
Сольные концерты Антона БАТАГОВА
30 октября
ЧАСЫ
Музыка о жизни и смерти: Филип Гласс, Иоганн Пахельбель (1653-1706).
Первое исполнение в России!
25 декабря
«Раз, два, три»
Музыка в трехдольном размере: И.С.Бах, Сати, Скарлатти, Шуберт, Рахманинов, Бёрд, Чайковский, Равель, Гласс, Бетховен.
19 февраля
«Солнечная ночь, или Remix-2»
Музыка солнца и луны
Антон Батагов - совершенно уникальная фигура в мировом музыкальном пространстве. Его авторский взгляд и духовный опыт неповторимы, а принципы настолько же неортодоксальны, насколько ясны и убедительны.
Новый проект Батагова (30 октября) посвящен вечной теме жизни и смерти, гениально раскрытой в сочинениях Пахельбеля и Гласса. Их отделяет друг от друга 300 лет, при этом и музыка Гласса, и музыка Пахельбеля строятся по одному и тому же принципу: простые аккордовые секвенции повторяются много раз, варьируясь, обрастая новыми мелодиями и фактурами, постепенно раскрывая свою магию. Но это не единственное, что их объединяет. Одна из пьес сюиты Гласса называется «Почему кто-то должен умирать?», в то время как последним номером программы станет пьеса Пахельбеля «Все люди должны умереть». Комментарий Антона Батагова: «Понятно, что эту музыку Гласса еще не исполняли в России, а что касается Пахельбеля, похоже, что эти вещи на рояле вообще никто не играл, и не только в России. Дело в том, что когда я играю что-то, что в оригинале было написано для других инструментов, я делаю свою фортепианную версию, так что получается, что это премьера». Этот концерт одновременно станет и презентацией нового альбома, который выходит на лейбле «Fancy Music«. На диске - пять сочинений Иоганна Пахельбеля, которые прозвучат во втором отделении программы «Часы».
Трехдольный метр пришел в европейскую музыку двумя путями: эзотерическим и экзотерическим. Экзотерический всем нам хорошо известен - это танцы. Композиторы позаимствовали их из народной музыки, адаптировали немного и получились знакомые нам вальсы, лендлеры, менуэты, мазурки и многое другое. А эзотерический - это богословие. О символике Троицы и числа три написано великое множество трудов. В музыке нескольких столетий, начиная с XII века, преобладал именно трехдольный метр, потому что сама эта метрическая структура, независимо от слов и даже от нот, как бы переводила надчеловеческую реальность на язык музыки. Эта программа (25 декабря), комментирует Батагов, «мой излюбленный жанр - путешествие». «На нашем пути мы не будем замечать границ между эпохами и стилями и, что еще важнее, между эзотерическим и экзотерическим. Все всегда проявляется во всем. В танцах и сонатах замкнутый круг человеческой жизни открывается навстречу бесконечности. Любовные послания становятся молитвами. Все повторяется, все начинается заново... Путешествие начнется музыкой Баха и закончится музыкой Баха. Я не знаю ничего, что было бы более объединяющим, более вечным и более современным.»
«Наша жизнь - это коллекция всевозможных стереотипов и ожиданий: мы знаем, как выглядит и как звучит концерт классической музыки, как выглядит и как звучит рок-концерт. И знаем, где между ними граница. Мы знаем, какого поведения следует ожидать от классических музыкантов, а какого - от рок-музыкантов; какие эмоции нас ждут на концерте классической музыки, а какие - на рок-концерте. И подобные "комплекты ожиданий" связаны с любыми видами музыки. Когда с нами происходит нечто такое, что не вписывается в наши стереотипы и ожидания, мы вообще перестаем понимать, что именно происходит, потому что у нас нет названия для этого. Поэтому я и придумал этот проект - чтобы с нами случилось то, для чего у нас нет названия... Неформальная атмосфера концерта дает возможность превратить любой звук любого произведения – неважно, когда оно написано, в XVI веке или вчера - в медитацию, которая происходит здесь и сейчас. Каждый слушатель ощущает это как нечто очень личное, но, когда концерт заканчивается, то границы между "собой" и "окружающим миром" больше нет», - комментарии Антона Батагова к концерту 19 февраля.