Рассказывает Михаил Митропольский
Внутренний огонь «прохладного джаза»
Во всей истории джаза постоянно происходила смена этапов, которые в своих выразительных средствах тяготели к более горячей (hot) или более прохладной (cool) стороне джаза. Но, появившийся в середине прошлого века стиль кул (прохладный), только формально соответствовал охлаждению музыкальной энергетики. На самом деле энергия джаза перешла из внешних эффектов в глубь музыки. Поколение музыкантов конца 40-х годов заинтересовал новый подход, основанный на единстве сложных аранжировок и коллективной импровизации на их основе. Одним из первых ансамблей подобного рода был ансамбль «Capitol», собранный под именем Майлса Дейвиса для записи в 1949 году. Эти исторические записи вышли под значительным названием «Рождение кула» («Birth Of The Cool»). В 50-е годы составы стиля кул постепенно уменьшились до квартетов и квинтетов, а ведущими музыкантами кула стали саксофонисты Пол Дезмонд и Стен Гетц и Джерри Маллиган, трубач Чет Бэйкер и тромбонист Боб Брукмейер, пианист Дэйв Брубек. В в 50-е годы в стиле кул появилась тенденция объединения джаза с музыкой эпохи барокко, в первую очередь это относится к «Модерн Джаз Квартету», возглавляемому пианистом Джоном Льюисом.
Интересное и модное направление возникло на рубеже 50-60 годов, когда в Южную Америку устремились музыканты, игравшие в стиле «кул». Им удалось близко познакомиться с бразильской самбой. Благодаря этому возник уникальный синтез — ритм бразильской самбы в сочетании с джазовой импровизацией в «прохладном» стиле (т.е. «джаз-самба», «лёд и пламя»). Эта музыка под названием «босса-нова» стала исключительно популярной в США, а вскоре она охватила всю Америку и Европу со скоростью лесного пожара.
Михаил Митропольский – джазовый обозреватель, радио- и телеведущий. Член Международной Ассоциации джазовых журналистов (JJA). Около 50 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных музыкальных явлений. С 1978 года читает лекции по истории и стилистике джаза в Московском колледже музыкальной импровизации, с того же времени ведет многочисленные джазовые концерты, фестивали в разных городах России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Литвы. С 1989 года – автор радиопередач на различных московских радиостанциях. Авторские программы на радио «Маяк» (10 лет), радио «Юность», «Возрождение», «Радио 101», «Открытое радио», в течение 8 лет крупный проект – еженедельные программы «Соло для джаза» на радио «Надежда» и «Говорит Москва», в течение 17 лет вел программу «Бесконечное приближение» на «Радио России». В мае 2006 года родилась ежедневная минипрограмма «Музыкальный повод от Михаила Митропольского», посвященная музыкальным событиям дня. Наконец, с мая 2016 в небольшой еженедельной программе «Септима» Митропольский рассказывал всевозможные занятные истории из мира музыки.
В течение нескольких лет Митропольский был автором и ведущим еженедельной программы «Джаз и не только» на TV-канале АСТ, затем на канале «Рамблер-телесеть». Печатался в качестве джазового обозревателя в журналах «Джаз.Ру», «Джаз-квадрат», «Ять», «XXL», газетах «Независимая», «Вечерний клуб», Internet-журнал «Полный джаз» и др.
Лев Кушнир – один из немногих музыкантов, кто может убедительно воссоздать атмосферу взрыва идей, которым отмечено начало 2-й половины XX века. Ведь стиль кул предполагает яркое внутреннее чувство, объединенное с рациональностью, интеллектуальностью формы. Эта возможность связана с биографией музыканта, ведь его занятия в джазовой студии «Москворечье» на рубеже 70-80-х годов проходили параллельно обучению в Институте стали и сплавов. Такой "сплав" дал импульс для дальнейшего музыкального совершенствования. Лев Кушнир получил профессиональное джазовое образование в ГМУ имени Гнесиных в классе Михаила Окуня. Профессиональная музыкальная деятельность пианиста начинается с группы Moscow All Stars Владимира Коновальцева, затем последовала работа в знаменитом «Кадансе» Германа Лукьянова, вместе с которым Лев два года гастролировал по всей стране и по Европе, а также участвовал в концерте Диззи Гиллеспи в Москве. В дальнейшем он сотрудничал с различными музыкальными коллективами и исполнителями. Играл в ансамблях Виктора Двоскина, Сергея Гурбелошвили, Александра Ростоцкого, Николая Панова; выступал с такими выдающимися зарубежными исполнителями как Гари Барц, Гари Томас, Санди Паттон, Дебора Браун, Тэл Фарлоу, Винни Сент-Мартен. Участвовал в фестивалях и гастролях в Германии, Финляндии, Франции, России, Японии, США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Швеции, Финляндии, Черногории, Израиле и др. Лев Кушнир записал CD в качестве лидера ансамбля, а также участвовал в качестве приглашенного музыканта и продюсера в многочисленных проектах с певицей Кариной Кожевниковой.
Купить билеты на лекцию-концерт "Стиль кул. Мосты между веками. Квартет Льва Кушнира" можно на сайте redkassa.ru. "Стиль кул. Мосты между веками. Квартет Льва Кушнира" - лекция-концерт в Москве, в КЗ "Зарядье", 22 марта 2020 года. Забронировать и купить билеты на лекцию-концерт "Стиль кул. Мосты между веками. Квартет Льва Кушнира" без наценки, по ценам организаторов, можно в РедКасса (RedKassa) и по телефону +7 (495) 665-9999. Доставка по Москве и ближнему Подмосковью.