Билеты без наценки
по ценам организаторов

+7 495 665 9999

Яма

Спектакль

Яма

Схема зала

12+
Купить билеты на спектакль "Яма" можно на сайте redkassa.ru. "Яма" - спектакль в Москве, в Московском молодежном театре под руководством В. Спесивцева. Забронировать и купить билеты на спектакль "Яма" без наценки и сборов, по ценам организаторов, можно в РедКасса (RedKassa) и по телефону +7 (495) 665-9999. Доставка по Москве и ближнему Подмосковью

Автор - А.И. Куприн

Выбор пьесы, написанной по роману Александра Куприна "Яма", заранее обрекает спектакль на повышенный зрительский интерес. "Яма", роман о социальном зле капиталистической России - проституции, написан Куприным не пером, а скальпелем хирурга. Писателя больше интересовали социальные корни проституции как явления российской действительности. Режиссера Вячеслава Спесивцева - психологический, человеческий фактор в отношениях персонажей. Отсюда - разное прочтение темы. "Яма" поставлена не публицистом, а психологом.

Спектакль у мэтовцев получился шумный, искристый, временами нарочито вульгарный, временами - щемяще-грустный. Кажется очень верным, что театр в инсценировке отказался от обличительства повести, сосредоточившись на психологии героинь. Этакая вереница историй взаимоотношений персонажей, замешанных на любви и ненависти, корысти и альтруизме, подлости и человеческом достоинстве, объединенная единым стержнем - историей публичного дома, куда приходят и обманутые девушки, и приехавшие в город маргиналки, и сознательно идущие по стезе "древнейшей профессии".

Характерна и вереница гостей: разгуляй-купец, ищущий взрослых ощущений гимназист, чиновник и желающий "спасти" падшую женщину студент, ищущий свою пропавшую возлюбленную мещанин-еврей и дружащий с девушками блаженный альтруист. В повести Куприна один из героев говорит, что проститутки - глупые, ленивые, издерганные, но, по сути, каждая из них - неповзрослевший ребенок, так и оставшийся на уровне развития 10-14 лет. Эту детскость, инфантильность и играют актрисы. И еще - сохранившуюся в душах (тоже по Куприну), несмотря ни на что, веру в чудеса, в небывалые страсти. И женственность, которая пробивается сквозь грязь и ужас жизни.

У Спесивцева получился некий фарс, легкий, приятный для глаз, с удачной работой мастера по свету и обилием музыки. Атмосфера замкнутого пространства старого доброго МЭТа идеально подходит для воплощения спектакля студийцев. Камерность, камерность и еще раз камерность! Патетически-гротескные, нарочито буффонные спектакли можно смотреть только в его крохотном зале, иначе пропадет пикантная, наивная атмосфера, созданная актерами и режиссером. Атмосфера невыносимой легкости бытия, серьезной иронии и чуть ли не шутовского пафоса... Эскалация мерзостей, демонстрация пошлости, убожества публичного дома и буффонно-патетической экзальтации его обитательниц. 

Впечатлительным женщинам и детям смотреть не рекомендуется. Этот спектакль если не причиняет физическую боль, то, по крайней мере, требует ощутимого психического напряжения. Спесивцева после этой постановки вполне заслуженно назовут «депрессионистом» - предмет он знает не понаслышке. Описание депрессии здесь представлено в самом концентрированном виде. Это история людей, которые все дальше и дальше «падают вглубь себя». Но если бы Куприн просто написал произведение про то, что все плохо, в том числе проституция, это не стоило бы особого внимания Спесивцева. Главная тема его постановки - любовь и счастье, право человека на то и другое. Помещенные в условия перманентной борьбы за место в социальной иерархии, отравленные представлениями о метафизической свободе, проститутки вроде бы не должны иметь ни малейших претензий на любовь и счастье. Никто - ни другие, ни общество - не обязаны их любить. И все-таки требовать любви - неотъемлемое право каждого. В современном постмодернизме, когда театр почти утратил способность напрямую говорить о вечном и насущном, только так, через парадоксальный некомфортный ход, вроде сравнения человека (у Спесивцева именно человека, и женщину, и мужчину) с проституткой, остро подчеркивающего человеческое достоинство в каждом, возможно утверждение этого самого насущного и вечного. 

Спектакль способен увлечь и темой, и ее подачей, вполне профессиональной и искренней игрой молодых актеров. Это не Куприн. Это Спесивцев. Смотрите. Сравнивайте. Думайте.

Другие мероприятия